Расчетная схема колонн, входящих в систему каркаса здания, должна соответствовать расчетной схеме этого каркаса. Расчетные усилия в колоннах определяются расчетом каркаса-поперечника (рамы) методами строительной механики с максимальным использованием программ ЭВМ, позволяющих выполнить статический расчет поперечника и комбинации усилий в элементах каркаса (в колоннах и ригелях), а также подобрать оптимальные сечения этих элементов. Расчет отдельных колонн, не входящих в расчетную схему рамы (колонны раздельного типа), выполняется самостоятельно на непосредственно приложенные к ним нагрузки. Расчетная схема этих колонн выбирается с учетом характера закрепления их концов. При расчете колонн раздельного типа в случае жесткого сопряжения их с фундаментом следует учитывать влияние горизонтальных деформаций основных (рамных) колонн. После определения расчетных усилий в колоннах необходимо вычислить расчетные длины колонн, а для ступенчатых колонн — расчетные длины отдельных их участков в плоскости поперечной рамы и из ее плоскости. Рис. 8.12. Расчетные схемы опирання ригелей на колонны Для точного решения задачи определения расчетных длин колонн или ее отдельных участков необходимо произвести расчет рамы в целом на устойчивость. Такой расчет довольно трудоемок, поэтому на практике его упрощают—каждую колонну рассматривают изолированно от всей системы (рамы) и расчетные длины определяют в зависимости от условий закрепления ее концов и значений продольных сил. Различают четыре расчетные схемы соединения верхнего конца колонны с ригелем при нижнем конце колонны, защемленном в уровне фундамента (рис. 8.12): а) верхний конец свободен (рис. 8.12, а)— данное закрепление относится к однопролетным зданиям с шарнирным опиранием ригелей, а также к многопролетным при отсутствии жесткого кровельного диска; б) верхний конец закреплен только от поворота (рис. 8.12,6)—этот вид закрепления относится к однопролетным зданиям с защемленным ригелем; в) верхний конец неподвижен, опирание ригелей шарнирное (рис. 8.12, в) —данное закрепление относится к многопролетным зданиям с шарнирным опиранием ригелей; г) верхний конец неподвижен и закреплен от поворота (рис. 8.12,г)—многопролетные рамы с защемленными ригелями. Схемы, показанные на рис. 8.12, в, г, относятся к многопролетным рамам (с числом пролетов два и более) при наличии сплошного диска (жесткой кровли, систем продольных связей), связывающего поверху все колонны и обеспечивающего пространственную работу сооружения. Расчетные длины колонн или их участков в направлении вдоль здания (из плоскости рам) принимают равными расстояниям между закрепленными точками колонны от смещения вдоль здания (рис. 8.13). Такими точками могут служить связи стропильных ферм, подкрановые балки, балки технологических площадок и т. п. При разрезных подкрановых балках развязку колонны из плоскости рамы необходимо учитывать только в уровне нижнего пояса подкрановых балок. Устойчивость внецентренно-сжатых колонн постоянного сечения в плоскости действия момента, совпадающей с плоскостью симметрии, проверяют по формуле (4.26). Рис. 8.13. Пример определения расчетных длив колонн из плоскости рамы—вдоль цеха а—расчетная схема; б—продольный разрез по колоннам; 1 — отметка виза ферм; 2 — отметка верха подкрановой балки; 3—отметка рабочей площадки Для предварительного определения требуемой площади сечения сплошностенчатой внецентренно-сжатой колонны можно использовать формулу Ясинского: где φ—коэффициент продольного изгиба центрально сжатого элемента в плоскости действия момента. Устойчивость внецентренно-сжатых колонн постоянного сечения из плоскости действия момента при их изгибе в плоскости наибольшей жесткости, совпадающей с плоскостью симметрии, проверяют по формуле . Решетчатая (сквозная) колонна работает как ферма с параллельными поясами, в которой от нормальной силы N и изгибающего момента М в поясах (ветвях колонны) возникают только нормальные усилия, а поперечная сила Q воспринимается решеткой. Соединительную решетку сквозных колонн рассчитывают на поперечную силу, равную большему из значений: фактической поперечной силы или условной поперечной силы Qусл. Несущую способность элементов решетки (раскосов или распорок) определяют по формуле где F — площадь поперечного сечения элемента решетки (брутто); R— расчетное сопротивление стали сжатию; т—коэффициент условий работы сжатого одиночного уголка, равный 0,75; (φ—коэффициент продольного изгиба, определяемый при расчетной длине элемента решетки, равной 0,75 от геометрической длины стержня в осях, и минимальном радиусе инерции уголка. При расчете соединительной решетки следует особо обращать внимание на раскосы и стойки, находящиеся в пределах кронштейгов, консолей, ферм соседних пролетов и т. п. ввиду больших местных поперечных сил (см. рис. 8.10). Рис. 8.14. Пример назначения сварных швов, соединяющих стенку колонны с полками в зависимости от примыкания конструктивных элементов с большими продольными и поперечными усилиями 1 — поясные швы; назначаются в зависимости от усилий N, А и S: 2 — примыкание вертикальных связей; 3 — примыкание балки рабочей площадки 2 Конструирование колонны " Рвс. 8.в. Типы сечений сплошностенчатых колонн. Сечения сплошностенчатых колонн обычно компонуют из трех листов универсальной стали в виде составного двутавра симметричного сечения (рис. 8.6, а). Допускается как исключение компоновка двутаврового сечения с несимметричными полками (по ширине и толщине), если расчетный изгибающий момент одного знака значительно больше изгибающего момента другого знака (рис. 8.6,6). При больших расчетной нагрузке и высоте сплошностенчатые Рис. 8.7. Типы сечений сплошностенчатых колонн в виде сварного двутавра а — стенка укреплена от потери местной устойчивости продольными ребрами жесткости; б — расчетное сечение (заштрихованное) при тонкой (неустойчивой) стенке; 1 — продольные ребра жесткости. Колонны можно компоновать в виде составных симметричных двутавров (сварных или прокатных) или лиета и двутавра, соединенных между собой листом (рис. 8.6, в). При компоновке сечения колонны необходимо выдержать определенные соотношения между размерами стенок и полок колонн (размеры а и с) для возможности применения автоматической сварки. Компоновка сечения должна быть такой, чтобы все поперечное сечение колонны было включено в расчет без дополнительных конструктивных мероприятий, т. е. должна быть обеспечена местная устойчивость полок и стенок. Обеспечить местную устойчивость стенки можно увеличением ее толщины, что рационально при небольшой высоте стенки (не более 1000—1500 мм), или постановкой продольных ребер жесткости с обеих сторон стенки, которые могут быть включены в расчетное поперечное сечение стержня колонны (рис. 8.7, о). При этом следует предусматривать стыковку продольных ребер в местах монтажных стыков колонн. Постановка продольных ребер значительно увеличивает трудоемкость изготовления колонны. Поэтому иногда, при небольшом размере а (рис. 8.7,6), местную устойчивость стенки не' обеспечивают и неустойчивую часть стенки а считают выключившейся из работы. В этом случае в расчетное сечение стержня колонны вводят только полки и два крайних участка стенки шириной по 6=я6ст, считая от границ расчетной высоты. Значения коэффициента п приведены в табл. 4.48. Сечения решетчатых (сквозных) колонн компонуются из двух ветвей, соединенных между собой соединительной решеткой в двух плоскостях по граням ветвей (рис. 8.8). Сечения колонн средних рядов выполняются симметричными в виде сварных двутавров (рис. 8.8, в) либо (при легких колоннах) в виде прокатных двутавров (рис 8.8.6). Для крайних рядов, если затруднено крепление стенового ограждения к полкам двутавра, возможно применение для шатровой ветви сечения в виде горячекатаного или холодногнутого швеллера из листа толщиной не более 16 мм (рис. 8.8, в). Для тяжелых колонн возможно применение сварного швеллера (рис. 8.8, г). Размер а зависит от высоты колонны и расчетных усилий в ней и принимается кратным 250 или 500 мм; при этом общий размер колонны Л не должен превышать допустимых габаритов перевозки (см. главу 42). Соединительную решетку следует принимать двухплоскостную раскосную из одиночных уголков без соединительных элементов (рис. 8.9).
Рис. 8.8. Типы сечений решетчатыхколонн Решетку следует центрировать на оси ветвей. При швеллерных сечениях шатровой ветви возможна центрировка решетки на обушки (рис. 8.9,6). В этом случае при расчете колонны следует учитывать дополнительный момент в шатровой ветви, возникающий от расцентровки решетки. Рис. 8.9. Соединительная решетка колони а—ветви из сварных двутавров; б—шатровая ветвь из сварного швеллера; 1 — решетчатая диафрагма; 2—диафрагма из сплошного листа; 3 — пропуск техиологачеслих коммуникаций Рис. 8.10. Пример увязки разбивки решетки колонны с примыкающими конструктивными алементамн /—мостовой кран; 2—диафрагмы жесткости в месте примыкания рамной стропильной фермы; 3 — кронштеДн для опирания технологической площадки; 4 — жесткая вставка в месте примыкания подкрановой консоли Для уменьшения размеров узловых фасонок решетку заводят на полки ветвей, поэтому ширину полок ветвей необходимо назначать максимальной, δ=N/F— осевое напряжение сжатия в элементе. Угол наклона раскосов принимают в пределах 40—45°. Расположение узлов крепления решетки к ветвям колонны следует увязывать с примыкающими к колонне смежными конструкциями (фермами, подкрановыми балками, консолями, кронштейнами и др.), с тем чтобы усилия от этих конструкций передавались в узлы (рис. 8.10). Для увеличения жесткости составной (сквозной) колонны ее ветви соединяют жесткими наклонными диафрагмами из сплошного листа. В случае пропуска каких-либо технологических коммуникаций в пределах габарита колонны возможно устройство решетчатых диафрагм (см. рис. 8.9). Обеспечение пространственной жёсткости каркаса Связи—это важные элементы стального каркаса, которые необходимы для: обеспечения неизменяемости пространственной системы каркаса и устойчивости его сжатых элементов; восприятия и передачи на фундаменты некоторых нагрузок (ветровых, горизонтальных от кранов); обеспечения совместной работы поперечных рам при местных нагрузках (например, крановых); создания жесткости каркаса, необходимой для обеспечения нормальных условий эксплуатации; обеспечения условий высококачественного и удобного монтажа. Связи подразделяются на связи между колоннами и связи между фермами (связи шатра). Связи между колоннами Система связей между колоннами обеспечивает во время эксплуатации и монтажа геометрическую неизменяемость каркаса и его несущую способность в продольном направлении (воспринимая при этом некоторые нагрузки), а также устойчивость колонн из плоскости поперечных рам. Для выполнения этих функций необходимы хотя бы один вертикальный жесткий диск по длине температурного блока и система продольных элементов, прикрепляющих колонны, не входящие в жесткий диск, к последнему. В жесткие диски (рис. 11.5) включены две колонны, подкрановая балка, горизонтальные распорки и решетка, обеспечивающая при шарнирном соединении всех элементов диска геометрическую неизменяемость. Решетка чаще проектируется крестовой (см. рис. 11.5, а), элементы которой работают на растяжение при любом направлении сил, передаваемых на диск, и треугольной (см. рис. 11.5,6), элементы которой работают на растяжение и сжатие. На связевые диски передаются крутящие моменты, и по этому при расположении вертикальных связей в двух плоскостях они соединяются горизонтальными решетчатыми связями. „При размещении жестких дисков (связевых блоков) вдоль здания нужно учитывать возможность перемещений колонн при температурных деформациях продольных элементов (рис. 11.6, а). Если поставить диски по торцам здания (рис. 11.6,6), то во всех продольных элементах (подкрановые конструкции, подстропильные фермы, распорки связей) возникают значительные температурные усилия Ft. Рис. 11.5. Схемы конструкций жестких дисков связей между колоннами
Рис. 11.6. Схема температурных перемещений и усилий Рис. 11.7, Расположение связей между колоннами о—в коротких зданиях (или температурных отсеках); б—в длинных: /—колонны; 2—распорки; 3—ось температурного шва; 4—подкрановые балки /По торцам здания крайние колонны иногда соединяют между собой гибкими верхними связями (рис. 11.7, а). Вследствие относительно ма-' лой жесткости надкрановой части колонны расположение верхних связей в торцовых панелях лишь незначительно сказывается на температурных напряжениях. Верхние торцовые связи также делают в виде крестов (рис. 11.7,6), что целесообразно с точки зрения монтажных условий и однотипности решении^ 1_Верхние вертикальные связи следует размещать не только в торцовых панелях здания, но и в панелях, примыкающих к температурным швам, Вертикальные связи между колоннами ставят по всем рядам колонн здания; располагать их следует между одними и теми же осями. Если по условиям технологии необходимо иметь свободное пространство между колоннами. В этих случаях конструируют портальные связи (см. рис. 11.5, б). При большой высоте нижней части колонны бывает целесообразна установка дополнительной распорки.(рис. 11.8,в) и сокращает расчетную длину колонны (рис. )1.8,г). 2. Связи по покрытию Связи между фермами, создавая общую пространственную жесткость каркаса, обеспечивают: устойчивость сжатых элементов ригеля из пло- Рис 11,10. Связи между фермамиа—по верхним поясам ферм: б—по нижним поясам ферм; в—вертикальные; 1—распоркя в коньке; 2 — поперечные связевыс формы: 3—продольная связевая ферма: 4 — растяжка по нижнему поясу; 5 — вертикальны связи скости ферм; перераспределение местных нагрузок (например, крановых), приложенных к одной из рам, на соседние рамы; удобство монтажа; заданную геометрию каркаса; восприятие и передачу на колонны некоторых нагрузок. Система связей покрытия состоит из горизонтальных и вертикальных связей. Горизонтальные связи располагаются в плоскостях нижнего, верхнего поясов ферм и верхнего пояса фонаря. Горизонтальные связи состоят из поперечных и продольных (рис. 11.10 и 11.11). Для закрепления плит и прогонов от продольных смещений устраиваются поперечные связи по верхним поясам ферм, которые целесообразно располагать в торцах цеха с тем, чтобы они (вместе с поперечными горизонтальными связями по нижним поясам ферм и вертикальными связями) обеспечивали пространственную жесткость покрытия. При большой длине здания или температурного блока (более 144 м) устанавливаются дополнительные поперечные связевые фермы. Это уменьшает поперечные перемещения поясов ферм, возникающие вследствие податливости связей. Необходимо обращать особое внимание на завязку узлов ферм в пределах фонаря, где нет кровельного настила. Здесь для раскрепления ^узлов верхнего пояса ферм из их плоскости предусматриваются распорки, причем такие распорки в коньковом узле фермы обязательны. Распорки в коньке верхнего пояса ферм подбирается исходя из сжатия. Сечение раскосов крестовой решетки подбирается по гибкости для растянутых элементов связей.
14.Конструктивные системы и схемы каркаса производственного здания. Расчет и конст. ферм. Каркасы производственных зданий в большинстве случаев проектируются так, что несущая способность (включая жесткость) поперек здания обеспечивается поперечными рамами, а вдоль—продольными элементами каркаса, кровельными и стеновыми панелями. Поперечные рамы (см. рис. 10.1) каркаса состоят из колонн (стоек рамы) и ригелей (в виде ферм или сплошностенчатых сечений). Продольные элементы каркаса—это подкрановые конструкции, подстропильные фермы, связи между колоннами и фермами, кровельные прогоны (или ребра стальных кровельных панелей). Кроме перечисленных элементов в составе каркаса обязательно имеются конструкции торцевого фахверка (а иногда и продольного), площадок, лестниц и Других элементов здания. Рис.10.2.Конструктивные схемы каркасов Конструктивные схемы каркасов достаточно многообразны. В каркасах с одинаковыми шагами колонн по всем рядам наиболее простая конструктивная схема—это поперечные рамы, на которые опираются подкрановые конструкции, а также панели покрытия или прогоны (рис. 10.2,а, б). Такое конструктивное решение обеспечивает выполнение эксплуатационных требований в большинстве машиностроительных цехов, в которых оборудование удобно размещается при относительно небольших шагах колонн по внутренним рядам (6—12 м). Технологии производств, размещенных во многих цехах металлургического производства (прокатные цехи, цехи раздевания слитков и т.д.), также позволяют использовать эту схему. Такая схема удобна для бесфонарных зданий и для зданий с продольными фонарями. При необходимости освещения с помощью поперечных фонарей их конструкции также могут быть использованы для опирания панелей покрытия (рис. 10.2,а, б). При необходимости больших шагов колонн по всем рядам можно использовать схему с продольным фонарем, несущим часть нагрузки от покрытия (рис. 10.2, г). На конструкции фонаря опираются прогоны, расположенные параллельно фермам. Для опирания другого конца прогонов между колоннами устраивается подстропильная ферма. В случаях повышенных требований по освещенности помещений иногда используются каркасы с шедовым покрытием (рис. 10.2, д), в которых на ригели рам опираются конструкции поперечных фонарей, а на них—прогоны или панели покрытия. При больших пролетах н шагах колонн эффективно применяются каркасы с пространственным ригелем (рис. 10.2, е). Ригель рамы выполняется в виде коробчатого сквозного сечения с консолями, на которые опираются конструкции фонаря. При относительно небольших пролетах используются сплошные рамные каркасы (рис. 10.2, ж) для одно- и многопролетных зданий с Рис. 10.3. Конструктивные схемы каркасов при большом шаге колонн средних рядов /—колонна; 2—стропильная ферма; 3 — подстропильная ферма Рис. 10.4. Виды сопряжения ригеля С колонной расчетвые схемы поперечных рам пролетами 12—24 м, высотой помещения 5—8 м без мостовых кранов и с кранами грузоподъемностью до 20 т, с фонарями и без. Эти каркасы выполняются в виде бесшарнирных систем, трехшарнирных, трехшарнирных с затяжкой. Мостовые краны опираются на консоли или устанавливаются на легкие крановые эстакады. Каркасы очень удобны в изготовлении, транспортировке, монтаже. Сечения рам составные из швеллеров и листовой стали или из гнутосварных профилей. Производство таких каркасов поставлено на поток, и в связи с этим они весьма экономичны. Использование таких схем при изготовлении малыми сериями экономически не оправдано, так как они всегда несколько тяжелее, чем сквозные системы. В цехах, где по средним рядам шаг колонн должен быть больше, чем по крайнему ряду, устанавливаются подстропильные фермы, на которые опираются ригели рам (см. рис. 10.3,0, разрез 2—2). При кранах большой грузоподъемности и с большим расстоянием между колоннами часто оказывается целесообразным совместить функции подстропильных ферм и подкрановых конструкций и предусмотреть по среднему ряду подкраново-подстропильную ферму (см. рис. 10.3,6, разрез 2— 2), на верхний пояс которой опирается кровля, а на нижний—краны. Конструктивные схемы каркасов различаются видом сопряжений жесткое, шарнирное) ригеля с колонной. При жестком сопряжении (рис. 10.4, а) конструкция узла крепления фермы к колонне обеспечивает передачу моментов и в расчетной схеме принимается жесткий узел. При жестком сопряжении горизонтальные перемещения рам меньше, чем при таких же воздействиях на раму с шарнирным сопряжением. Большая жесткость необходима в цехах с мостовыми кранами, работающими весьма интенсивно. В этих цехах горизонтальные перемещения колонн могут препятствовать нормальной эксплуатации мостовых кранов. Однако жесткое сопряжение препятствует типизации ферм, на которые в этом случае передаются значительные опорные моменты, разные для рам с разными параметрами. Поэтому жесткое сопряжение можно рекомендовать главным образом для однопролетных каркасов большой высоты при кранах ВТ и Т режимов работы с числом циклов загружения крановой нагрузкой 2Х106 и более. В остальных однопролетных каркасах более целесообразно шарнирное сопряжение (рис. 10,4,6). В многопролетных цехах горизонтальные нагрузки на одну раму воспринимаются несколькими (а не двумя, как в однопролетных) колоннами, и поэтому даже в цехах большой высоты часто оказывается возможным использовать шарнирное сопряжение. В многопролетных цехах с пролетами разной высоты возможны решения, при которых часть узлов проектируется жесткими, а часть— шарнирными (рис. 10.4, б). Опирание колонн на фундаменты в плоскости рам обычно конструируется жесткими (см. рис. 10.2, 10.3, 10.4, а—б), но возможно решение, при котором только часть колонн сопрягается с фундаментом жестко, а часть —шарнирно (рис. 10.4, г). Такое решение часто оказывается экономически выгодным при больших тепловыделениях во время эксплуатации здания. Подкрановые конструкции в большинстве случаев опираются на колонны каркаса, но возможны и конструктивные решения, при которых внутри цеха проектируется специальная крановая эстакада, состоящая из колонн, связей между ними, подкрановых и тормозных балок. Эстакада на вертикальные нагрузки работает раздельно с каркасом, и такое решение может оказаться целесообразным тогда, когда ожидается (после некоторого срока эксплуатации) увеличение грузоподъемности мостовых кранов. Каркасы промышленных зданий изредка проектируются в виде висячих конструкций, складок, оболочек, структур. Расчёт и конструирование ферм Схемы ферм Выбор типа ферм зависит от технологических условий производства, конструкции кровли и технико-экономических соображений. Эти требования определяют длину пролета, очертание верхнего пояса, высоту фермы, способ водоотвода, величину уклона и т. д. При рулонных кровлях применяют фермы трапециевидного очертания и с параллельными поясами (уклон 1,5% создается за счет строительного подъема). Последние несколько тяжелее трапециевидных, однако благодаря одинаковой длине элементов решетки, изготовление их проще. Площадь кровли при фермах с параллельными поясами также несколько меньше. Кроме того, малоуклонную кровлю защищают тонким слоем гравия на битумной мастике, что повышает ее долговечность и огнестойкость (на скатных кровлях этот слои держаться не может). В результате, с учетом эксплуатационных расходов, приведенные затраты на покрытие по фермам с параллельными поясами получаются меньше. Поэтому такое решение принято как типовое. При устройстве холодных кровель из асбестоцементных, стальных или алюминиевых листов, когда требуется больший уклон, применяют треугольные фермы или двускатные с параллельными поясами (рис. 13.11, в, г). Для открылков, а также в многопролетных зданиях с наружным от- • водом воды используют односкатные фермы (рис. 13.11, <5, е). Высоту ферм в середине пролета принимают на основе технико-экономического анализа с учетом условий перевозки. В зданиях с подвесным транспортом высота ферм определяется с учетом повышенных требований к жесткости Рис.18.11. Схемы ферм покрытие покрытия. Для сокращения объема здания внутрицеховые коммуникации следует размещать в пределах межферменного пространства, что в некоторых случаях требует увеличения высоты ферм. Высота фермы по опоре Лоп зависит от типа сопряжения ригеля с колонной. Решетку стропильных ферм проектируют обычно треугольной с дополнительными стойками. С учетом размеров типовых кровельных плит размер панели верхнего пояса принимается модульным, равным 3 м. При частом расположении прогонов и ширине плит 1,5 м обычно применяют фермы со шпренгельной решеткой, чтобы исключить работу верхних поясов ферм на местный изгиб при внеузловой передаче нагрузки. Для отапливаемых и неотапливаемых зданий с унифицированными пролетами до 36 м с покрытиями из железобетонных плит, стального профилированного настила, и волнистых асбестоцементных листов раз-работани с-е^ии ти.сюаы.х. проектов ферм. Для отапливаемых зданий, а также для неотапливаемых с железобетонными плитами основным типом стропильных конструкций являются фермы с параллельными поясами (уклон 1=1,5 %). Высота ферм по наружным граням поясов принята 3150 мм, что позволяет собирать фермы, независимо от пролета, в едином кондукторе. Подстропильные фермы проектируют чаще всего с параллельными поясами, треугольной Треугольные стропильные фермы опираются сверху. Узел примыкания стропильных ферм к подстропильным обычно выполняется шарнирным. 2. Особенности расчета А. Нагрузки. Основными нагрузками при расчете стропильных ферм являются постоянная нагрузка от кровли и несущих конструкций покрытия и нагрузка от снега. Иногда на стропильные фермы действуют и другие нагрузки: от подвесного транспорта Постоянные нагрузки от кровли, стропильных ферм, связей по попокрытию и фонарей принимаются, как правило, равномерно распределенными. Нагрузки от бортовых стенок фонаря и остекления учитываются в виде сосредоточенных сил, приложенных в узлах опирания крайних стоек фонаря. коэффициентов перегрузки. Нагрузка от бортовой стенки фонаря определяется в зависимости от конструктивного решения. Вес остекления принимается равным 0,35 кН на 1 м2 остекленной поверхности. Снеговые нагрузки при расчете элементов покрытия (плит, прогонов, настила несколько отличаются от принимаемых при расчете поперечных рам. Это объясняется тем, что для конструкций покрытия снеговая нагрузка является основной, определяющей размеры сечения элементов (особенно при легких кровлях). В некоторых случаях доля снеговой нагрузки в расчетных усилиях достигает 60—70 %. Поэтому элементы покрытия весьма чувствительны к возможным перегрузкам и неравномерному распределению снеговой нагрузки, что необходимо учитывать при расчете. Расчетное значение снеговой нагрузки определяют по формуле Коэффициент с учитывает неравномерное распределение снега по покрытию, возможность образования вследствие переноса снега снего- Данные для определения этих нагрузок приведены СНиП 11-6-74. В необходимых случаях, когда неблагоприятные усилия в элементах возникают при частичном загружении, следует рассмотреть также схемы со снеговой нагрузкой, действующей на части пролета. В большинстве случаев наибольшие усилия в поясах и раскосах ферм получаются при загружении по первому варианту. Второй вариант является определяющим для плит, настилов, прогонов и стоек ферм, расположенных в местах повышенных снеговых нагрузок. Кроме того, при загружении по второму варианту, а также при половинном загружении пролета в средних раскосах ферм может измениться знак усилия, и слабонагруженные растянутые элементы, имеющие большую гибкость, окажутся сжатыми. Нагрузка от ветра вызывает в элементах фермы, как правило, усилия противоположного знака по сравнению с усилиями от веса покрытия и снега. Поэтому при расчете ферм ветровую нагрузку следует учитывать только в том случае, если ее величина превышает вес Прочие нагрузки, на стропильные фермы принимают по технологическому заданию. Б. Определение усилий в стержнях ферм. Усилия в стержнях стропильных и подстропильных ферм при шарнирном сопряжении их с колоннами от неподвижной узловой нагрузки определяют графическим или аналитическим способом .При внеузловой передаче нагрузки пояс фермы работает на осевое усилие с изгибом. Учитывая неразрезность пояса, значение момента можно приближенно определить по формуле (13.7)
0,9 — коэффициент, учитывающий неразрезность пояса. Усилия от подвижной нагрузки (подвесных кранов, тельферов) определяют по линиям влияния. В стропильных фермах, входящих в состав поперечной рамы, возникают усилия от распора (продольная сила в ригеле) Нр (рис. 13.14, а). В зависимости от конструктивного решения узла сопряжения фермы и колонны распор рамы воспринимается нижним или верхним поясом Н1=М1/hO11 b Н2=Мг/hO11 (13.8 где йод — расстояние между осями поясов фермы на опоре. Значения опорных моментов М, и М^ берут из таблицы расчетных усилий колонны для сечения 1—1 при этом, взяв момент для левой опоры М^ нужно определить опорный момент для правой опоры М-г при той же комбинации нагрузок. При определении опорных моментов следует учитывать: первую комбинацию с максимальным (по абсолютному значению) моментом, вызывающую наибольшее растягивающее усилие в крайней панели верхнего пояса, и вторую комбинацию моментов без учета снеговой нагрузки для определения возможного сжимающего усилия в нижнем поясе. Для определения расчетных усилий в стержнях фермы составляют таблицу, включающую усилия от постоянных и временных нагрузок, от распора рамы и опорных моментов (см. пример табл. 13.2). Расчетные усилия получают суммированием отдельных составляющих в их неблагоприятном сочетании. Узлы сопряжения ферм с колонной выполняются, как правило, на болтах и имеют определенную податливость; в процессе эксплуатации может произойти ослабление соединений и степень защемления фермы на опоре уменьшится. Опорные моменты и распор рамы определяют с учетом всех нагрузок (постоянных, снеговых, крановых, ветровых), которых может и не быть. Поэтому разгружающее влияние опорных моментов и распора рамы обычно не учитывают. Если усилия в рассматриваемом стержне от распора рамы, опорных моментов и вертикальной нагрузки имеют одинаковые знаки, то принимают их сумму. Если знаки усилий разные и усилия от распора и моментов меньше по абсолютному значению, то за расчетное беру" усилие только от вертикальной нагрузки. Если же усилия имеют разные знаки, и усилия от распора и моментов больше усилий от вертикальной нагрузки, то стержень должен быть проверен и на алгебраическую сумму этих усилий. При обеспечении достаточной жесткости узла сопряжения ферм и колонн, например при соединении на сварке, может быть учтено разгружающее влияние опорных моментов от постоянной и снеговой нагру-^ зок. Для этого расчет фермы следует проводить раздельно для каждой нагрузки с учетом соответствующих рамных моментов и распора и составлять расчетные комбинации, вызывающие наиболее неблагоприятные усилия. Подбор сечения элементов ферм покрытия, расчет и конструирование промежуточных узлов выполняются так же, как и для обычных свободно опертых ферм (см. гл. 9). 3. Опорные узлы Конструкция опорных узлов ферм зависит от способа сопряжения фермы с колонной. При шарнирном сопряжении наиболее простым является узел опирания фермы на колонну сверху с использованием дополнительной стойки (надколенника) (рис. 13.15, а). При таком решении возможно опирание ферм как на металлическую, так и на железобетонную колонну. Аналогично решается и узел опирания стропильной фермы на подстропильную (рис. 13.15, б). Опорное давление фермы Fф передается с опорного фланца фермы через строганые или резерованные поверхности на опорную плиту колонны или опорный столик подстропильной фермы. Опорный фланец для четкости опнрания выступает на 10—20 мм ниже фасонки опорного узла. Площадь торца фланца определяется из условия смятия А где Ксмл—расчетное сопротивление стали смятию торцевой поверхности (при наличии пригонки). Верхний пояс фермы конструктивно на болтах грубой или нормальной точности прикрепляют к фасонке надколенника. Для того чтобы узел не мог воспринять усилия от опорного момента и обеспечивал шарннрность сопряжения, отверстия в фасонках делают на 5—6 мм больше диаметра болта. При жестком сопряжении стропильная ферма примыкает обычно к колонне сбоку (рис. 13.16). Опорное давление Fф передается на опорный столик. Опорный столик делают из листа (30...40 мм при небольшом опорном давлении из уголков со срезанной полкой. Учитывая возможный эксцентриситет передачи нагрузки, возникающий из-за неплотного опирания фланца и его перекоса в своей плоскости, угловые швы крепления столика рассчитывают на усилие F=1,2Fф. Опорный фланец крепят к полке колонны на болтах грубой или нормальной точности, которые ставят в отверстия на 3—4 мм больше диаметра болтов, чтобы они не могли воспринять опорную реакцию фермы в случае неплотного опирания фланца на опорный столик. Горизонтальные усилия от опорного момента Н1=М1/hоп воспринимаются узлами крепления верхнего и нижнего поясов. Последний дополнительно воспринимает усилие от распора рамы Hр. В большинстве случаев опорный момент фермы имеет знак минус, и сила Н1, как -и Ну, прижимает фланец узла нижнего пояса к колонне. Напряжения по поверхности контакта невелики и их можно не проверять. Если сила Н==Н1+Нр отрывает фланец от колонны (при положительном знаке момента), то болты крепления фланца к колонне работают на растяжение и их прочность следует проверить с учетом внецентренного относительно центра болтового поля приложения усилия. Швы крепления фланца к фасонке воспринимают опорную реакцию фермы и внецентренно приложенную силу Н (центр шва не совпадает с осью нижнего пояса). Под действием этих усилий угловые швы работают на срез в двух направлениях (рис. 13.17). Другим вариантом шарнирного узла при примыкании фермы к колонне сбоку является сопряжение верхнего пояса с колонной на болтах нормальной точности, поставленных в рассверленные (или овальные) отверстия по типу узла на рис. 13.15, б. Опирание подстропильных ферм на колонны выполняется, как правило, шарнирным. Решение такого узла с надколенником показано на рис, 13.15,6. Работа и расчет его аналогичны узлу шарнирного опира-ния стропильных ферм. Опирание стропильных ферм на подстропильные выполняется в большинстве случаев по шарнирной схеме. При неразрезных стропильных фермах для обеспечения жесткости узла необходимо перекрыть верхние пояса стропильных ферм накладкой, рассчитанной на восприятие усилия от опорного момента. В узле нижнего пояса это усилие прижимает фланец фермы к стойке Рис. 13.14. К рамету ферм а—схема приложения нагрузок; б — расчетная схемафермы. При расчете рам по приближенной методике с заменой решетчатого ригеля сплошным, расположенным в уровне нижнего пояса, распор рамы считается приложенным к нижнему поясу. При жестком сопряжении ригеля с колонной в элементах фермы возникают усилия от рамных моментов на опорах. Эти усилия можно определить графическим или аналитическим способом, приложив на опорах фермы две пары горизонтальных сил (рис. 13. 14,)
|