ТСП 7 ПРИВЕДИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИЮ ВОЗВЕДЕНИЯ ЗДАНИЙ ИЗ ОБЪЁМНЫХ БЛОКОВ. 1. Общие положения. Объемный элемент—готовый строительный блок с выполненной отделкой или полностью подготовленный под отделку с установленным в нем инженерным оборудованием. Объемные элементы можно подразделить на несколько групп: • блок-элементы - для жилищного строительства; • блок-комнаты, включая блок-кухни и лестничные клетки; • блок-секции - для жилищного строительства; • блок-квартиры - блоки на всю ширину здания, включая две комнаты; • просто объемные элементы - санитарно-технические кабины, лифтовые шахты. Объемные элементы изготовляют на заводах по двум направлениям. При первом - в специальной опалубке их формуют монолитным способом, при втором - собирают на заводе в специальном кондукторе из сборных железобетонных элементов, соединяют на сварке, стыки омоноличивают. По специфике сборки на заводе блоков в единую конструкцию их подразделяют на: • «стакан» с приставной панелью потолка; • «опрокинутый стакан» с приставной панелью пола; • «лежачий стакан» с приставной наружной стеновой панелью. Объемные блоки в заводских условиях могут быть доведены до сдаточной готовности. В них может быть выполнена вся отделка, установлены и остеклены оконные блоки, навешены двери, смонтированы шкафы и санитарно-технические приборы, трубопроводы, выполнена вся разводка и установлены все необходимые устройства и приборы. 2. Технология монтажа элементов. Последовательность монтажа здания из объемных элементов определяется конструкцией блоков, способами их стыкования, применяемыми монтажными механизмами. Объемные элементы монтируют с помощью козловых или гусеничных стреловых кранов (рис. 1). Наиболее удобными для монтажных работ являются козловые краны, так как при монтаже блока его перемещение осуществляется в основном в одной плоскости, монтажники легко могут контролировать его перемещение и положение в пространстве, несмотря на значительную массу элемента. Высота подвески крюков козловых кранов до 31 м позволяет с их помощью монтировать 9-этажные дома прямоугольной конфигурации. Здания повышенной этажности (до 12 этажей) и ломаной конфигураций требуют применения стреловых, башенно-стреловых и башенных кранов грузоподъемностью до 100 т. Для этих кранов даже при наличии двух и более расчалок движение объемного элемента к месту установки мало управляемо. Рис. 1. Монтаж зданий из объемных элементов: а — козловым краном; б — башенным краном; в — фиксаторы для обеспечения проектного зазора между элементами; 1 — доставка блок-комнаты; 2 — монтажный кран; 3 — траверса для строповки и подъема блоков; 4 — объемный элемент: 5 — смонтированные элементы: 6---навесная люлька для герметизации стыков: 7---фиксаторы. Общие правила организации монтажа: • здание разбивают на захватки только при очень большой его длине - порядка 10...12 секций; • точность установки блоков на первом этаже осуществляют с помощью теодолита, а на последующих этажах блоки устанавливают на нижележащие с выверкой только по вертикали; • первыми монтируют блоки, дальние от кабины машиниста; • если в конструктивном решении этажа имеются плоские доборные элементы, сначала монтируют только все объемные элементы; • заделка стыков не должна мешать осуществлению монтажа. Первоначальная работа на новом монтажном горизонте - нивелирование опорных площадок, разметка осевых и установочных рисок, определяющих положение объемных элементов в плане. Риски обязательно выносятся на перекрытие каждого этажа. Подъем блоков с трайлеров осуществляют в два приема: сначала блок приподнимают и отводят в сторону от грузовой платформы трайлера, проверяют положение блока в пространстве, надежность строповки и только затем подают к месту установки. Монтажники принимают блок на высоте 30...50 см от Уровня перекрытия и на расстоянии не менее 1,5...2 м от ранее установленного блока и далее осторожно наводят его в проектное положение. Для удержания от раскачивания при подъеме и установке блока используют оттяжки, которые крепят к пространственной траверсе по диагонали. Подготовка места установки блока зависит от способа опирания блоков и конструкции горизонтальных стыков между ними. Для блоков с линейным опиранием (опертые по контуру) первоначально устанавливают в углах 4 деревянных маяка, по периметру блока расстилают полосу цементно-песчаного раствора шириной 100.-.120 мм, уровень раствора должен быть на 3...5 мм выше уровня марок монтажного горизонта. Растворная постель выравнивается рейкой. Деревянные маяки предотвращают выдавливание раствора из-под объемного элемента, обеспечивают необходимую толщину его слоя и расположение блока на определенной отметке. Для блоков с точечным их опиранием по углам устраивают опорные площадки из металлических пластин, набираемых до нужной высоты при нивелировании монтажного горизонта. Цементно-песчаный раствор укладывают вокруг этих опорных площадок. По периметру блоков располагают пакеты плит из минеральной ваты или других изоляционных материалов, обернутых в синтетическую пленку. Смежные монтажные элементы соединяются между собой путем сварки закладных деталей в углах блоков. Общая жесткость здания достигается за счет жесткости самих блоков и их сварки между собой. Для обеспечения проектного зазора между смежными блоками при их установке в проектное положение рекомендуется пользоваться фиксаторами, которые закрепляются в швах ранее смонтированных блоков нижнего ряда, по два на один устанавливаемый элемент. Блоки расстроповывают после окончательной их выверки, фиксаторы переставляют для выверки очередного блока. При выверке перемещать блок вручную или с помощью монтажных ломиков невозможно, поэтому для выверки используют только фиксаторы и монтажный кран. ТСП 11 ТЕХНОЛОГИЯ ВОЗВЕДЕНИЯ ЗДАНИЙ ИЗ МОНОЛИТНОГО БЕТОНА В СКОЛЬЗЯЩЕЙ ОПАЛУБКЕ. Скользящая опалубка подвижна, ее поднимают вверх без перерыва в бетонировании и применяют при возведении высотных железобетонных сооружений с монолитными вертикальными стенами постоянного, а в последнее время и переменного сечения. Применение опалубки особенно эффективно при строительстве высотных зданий (высотой в 16...24 этажа) и сооружений с минимальным количеством оконных и дверных проемов, закладных деталей и элементов. К ним относятся силосы для хранения различных материалов, дымовые трубы высотой до 400 м, градирни, отдельно ядра жесткости высоких зданий, резервуары для воды, радио- и телевизионные башни. Важным достоинством строительства таких объектов является значительное повышение темпов строительства, снижение трудоемкости, стоимости, сроков работ. Опалубка состоит из двух одинаковой высоты внутренних и наружных щитов (рис. 1) неизменяемой конструкции. Неизменяемость щитов обеспечивается опалубочными балками, располагаемыми в два яруса по высоте щитов по всему их контуру с наружной и внутренней сторон. Балки, в свою очередь, передают усилия на металлические домкратные рамы, располагаемые над опалубкой по всему ее периметру и передающие вес всей опалубки на домкратные стержни 0 22...28 мм и длиной до б м. или трубы, расстояние между которыми, а значит и между домкратными рамами, определяется расчетами в зависимости от действующих на стержни нагрузок и не превышает 2 м при кругах стержнях и 1,2...1,4 м - при прямоугольных. Несущая способность стержней должна быть больше всех действующих на них усилий и нагрузок. Домкратные стержни внизу крепят с помощью электросварки к арматурному выпуску из фундамента здания. Стержни наращивают по высоте, стык выполняют на резьбе; в нижнем стержне имеется выточка с внутренней резьбой, в верхнем стержне - хвостовик с наружной резьбой. Целесообразно, чтобы стыки соседних арматурных стержней были на разном уровне; Рис.1. Скользящая опалубка а — план для круглого сооружения: б — скользящая опалубка (устройство); к — гидравлический домкрат (Q=3-5м); 1—рабочий настил; 2—насосная станция; 3—прогон; 4 — настил; 5 -— шахтный подъемник; 6 — домкратная рама: 7 — домкратные стержни; 8— бетонируемая конструкция; 9 — гидравлические домкраты; 10 — наружный щит опалубки; 11 — внутренний щит опалубки; 12 — наружное ограждение; 13— металлическая трубка; 14 — опалубочные балки; 15 — подвесные подмости; 16 — верхнее зажимное устройство; 17—клиновидный зубчатый вкладыш: 18—цилиндр; 19---поршень; 20 — нижнее зажимное устройство На домкратных рамах сверху закреплены гидравлические или электрические домкраты (рис 1,в), с их помощью одновременно поднимают все элементы опалубки по домкратным стержням. На домкратные рамы и верхний ряд балок опирается с внутренней стороны рабочий настил, где находятся рабочие, необходимое для работ оборудование, материалы и наружный настил с ограждением. Также с наружной и внутренней сторон опалубки к домкратным рамам и рабочему настилу подвешены на цепных подвесках подмости, с которых выполняют работы по исправлению дефектов бетонирования, изъятию закладных деталей. Опалубку обычно бывает деревометаллической. Настилы и балки выполняют из древесины, остальные конструкции - из металла. Обшивку (внутреннюю поверхность щитов опалубки) чаще делают из листовой стали или влагостойкой фанеры. Для подъема опалубки используют домкраты: ручные, гидравлические и электрические. Самые неудобные в работе ручные винтовые домкраты. Специфика их работы в том, что на холостом ходу усилия от домкратной рамы и приходящейся на нее массы прилегающей опалубки передается на рядом расположенные домкраты, так как на новый ярус их поднимают попеременно, поэтому и темп работ низкий. Домкратные стержни при ручных винтовых домкратах остаются в теле конструкции и являются дополнительным, нерасчитываемым армированием, на которое идет до 20% общего количества арматуры. При электрических и гидравлических домкратах для предотвращения сцепления домкратного стержня с бетоном снизу домкрата присоединяют специальную трубку длиной до 1,2 м, образующую в бетоне канал, в котором свободно без сцепления с бетоном размещается домкратный стержень, который после завершения бетонирования вынимается. Подъем скользящей опалубки осуществляют с помощью синхронно работающих гидродомкратов, приводимых в действие одновременно насосно-распределительной станцией с одного пульта управления. Гидродомкраты поднимаются вверх по домкратным стержням. Гидравлический домкрат состоит из рабочего цилиндра, верхнего и нижнего зажимных устройств. ^ При применении скользящей опалубки при непрерывной работе в три смены может быть достигнуто возведение сооружения на высоту 3...4 м. в сутки. При таком темпе бетонирования стен в жилищном строительстве реально сооружать до одного этажа в сутки. Такой скорости не обеспечивают другие методы производства работ, Подъем арматуры и бетонной смеси на рабочий настил осуществляют шахтным подъемником, смонтированным внутри возводимого сооружения с помощью башенного крана и других приспособлений для вертикального перемещения грузов. Подъем и спуск рабочих осуществляют специальным подъемником, смонтированным рядом с шахтным или вне сооружения, а при относительно небольшой высоте возводимого сооружения - по лестнице. Подъем опалубки начинают сразу после укладки в нее бетонной смеси. Опалубочные щиты в процессе подъема не отрываются от бетона, а скользят по его поверхности. Скорость подъема опалубки составляет 1...4 см/мин. При такой скорости оказывается вполне достаточно времени для выполнения всего цикла бетонирования - установки арматуры, закладных частей и элементов, наращивания домкратных стержней, укладки и уплотнения бетонной смеси. Возведение зданий в скользящей опалубке требует строгого выполнения технологических требований: качество бетонной смеси (подвижность, вязкость, удобоукладываемость), непрерывность бетонирования, строгая вертикальность движения опалубки, доставка бетонной смеси по графику бетонирования, непрерывность работ по установке арматуры. На начальном этапе бетонирования по периметру сооружения укладывают ярус высотой 70...80 см слоями 20...30 см с обязательным виброуплотнением. После набора бетоном начальной требуемой прочности опалубку начинают поднимать со скоростью 20...30 см/ч с одновременной укладкой бетонной смеси слоями. С учетом транспортирования с завода, перегрузок, Укладки слоями, бетонную смесь приготовляют с использованием замедлителей схватывания не менее 3 ч. Для укладки смеси в опалубку могут быть применены бункеры, мото- и ручные тележки, оптимальным можно считать бетононасосы с распределительными стрелами. Желательно бетонную смесь укладывать сразу по всему периметру сооружения, каждый последующий слой - до схватывания ранее уложенного. В традиционной форме скользящей опалубки с расположением опорных стержней внутри опалубки имеется много недостатков - сложность, а иногда и нереальность установки арматуры в виде сеток, пакетов, каркасов, невозможность устройства больших проемов в стенах. Применение опалубки требует большого количества вспомогательных работ по устройству проемов, высокая трудоемкость при устройстве перекрытий, все это ограничивает применение опалубки в жилищном строительстве. Дополнительные недостатки опалубки - сложность контроля вертикальности сооружения и использование бетонов повышенных марок. Сдерживающими факторами развития и широкого распространения скользящей опалубки являются: • резкое удорожание работ в зимних условиях; • потребность в рабочих только высокой квалификации; • резкое снижение эффективности при нарушении технологического процесса; • большие затраты на ликвидацию дефектов бетонирования. ТСП 14 СПОСОБЫ ПОДАЧИ БЕТОННОЙ СМЕСИ К МЕСТУ УКЛАДКИ МЕХАНИЗИРОВАННЫМ СПОСОБОМ. Транспортирование бетонной смеси включает в себя доставку ее от места приготовления на строительный объект, подачу смеси непосредственно к месту укладки и распределения по блоку бетонирования. При перевозке смесь должна быть защищена от атмосферных осадков, замораживания, высушивания, а также от вытекания цементного молока. Длительная перевозка по плохим дорогам приводит к ее расслаиванию. Поэтому в транспортных средствах без побуждения смеси в пути не рекомендуется перевозить на расстояние больше 10 км по хорошим дорогам и больше 3 км - по плохим. Для перевозки смеси на объект широко применяют автомобильный транспорт - автосамосвалы общего назначения, автобетоновозы и автобетоносмесители (миксеры). Поскольку при перевозке смеси автосамосвалами, широко применявшимися до недавнего времени, возникают большие трудности по защите смеси от замерзания, высушивания, утечки цементного молока через щели в кузовах, а также по необходимости их последующей ручной очистки, в последнее время все чаще для перевозки бетонной смеси используют специализированные автобетоновозы, оборудованные герметичными опрокидывающимися кузовами мульдообразной формы. Но наиболее эффективным средством транспортирования являются автобетоносмесители, которые загружают на заводе сухими компонентами и в пути следования или на стройплощадке приготавливают бетонную. Выпускают автобетоносмесители вместимостью по готовому замесу от 3 до 10 м3. Дальность перевозки сухих компонентов смеси в автобетоносмесителях технологически не ограничена. Перемешивание их с водой обычно начинают за 30 - 40 мин до прибытия на объект. В автобетоносмесителях выгодно перевозить также готовые бетонные смеси вследствие имеющейся возможности их побуждения в пути за счет вращения барабана. Доставленную на объект смесь подают в бетонируемые конструкции кранами в неповоротных или поворотных бадьях или ленточными конвейерами (транспортерами), бетононасосами и пневмонагнетателями (по трубам), звеньевыми хоботами и виброхоботами, ленточными бетоноукладчиками. Поворотные бадьи вместимостью 0,5 ...8м3 загружают непосредственно из самосвалов или бетоновозов, причем при вместимости бадей 0,5 м 3 -по четыре сразу (рис. 1, а), а бадьи на 1,5... 8м3 загружают из бетоновозов, вместимость кузова которого равна или кратна вместимости бадьи, сразу (рис. 1, б). Ленточные передвижные конвейеры применяют в тех случаях, когда подать смесь к месту укладки средствами доставки или в бадьях трудно или невозможно. Конвейерами длиной до 15 м подают смесь на высоту до 5,5 м. Чтобы уменьшить высоту свободного падения смеси при выгрузке, применяют направляющие щитки или воронки. Но конвейеры в процессе бетонирования необходимо часто переставлять. Поэтому более эффективны в этом отношении самоходные ленточные бетоноукладчики, смонтированные на базе трактора (рис. 1, в) и оборудованные скиповым подъемником и ленточным конвейером длиной до 20 м. Бетононасосы (рис. 1, г) применяют для подачи смеси в любые виды конструкций, расположенных в стесненных условиях и в местах, не доступных для других средств транспорта. Их широко применяют при бетонировании обделок коллекторов возведении стен водонапорных башен, градирен и др. Промышленность выпускает бетононасосы с механическим приводом и с гидравлическим, при подаче ими смеси по стальному разъемному трубопроводу (бетоноводу) на расстояние по горизонтали до 300 м и по вертикали до 50 м. Пневмонагнетатели также используют для бесперегрузочной подачи смеси и ее укладки. Максимальная дальность транспортирования смеси составляет 200 м по горизонтали или до 35 м по вертикали. Для распределения и подачи смеси непосредственно на месте укладки в качестве средства вертикального транспорта (при высоте 2 ... 10 м) применяют хоботы, представляющие собой трубопровод из конусных металлических звеньев и верхней воронки. Применяют также виброхоботы, представляющие собой звеньевой хобот с вибратором. Рис. 4.7. Средства для подачи и распределения бетонной смеси: 1 - бадьи при выгрузке смеси; 2 - полозья; 3 - затвор; 4 - траверса; 5 - направляющие ковша; 6 - ковш; 7 - вибробункер; 8 - конвейер; 9 - поворотная платформа; 10 - загрузочная воронка; 11 - смеситель; 12 - электродвигатель; 13 - поршень; 14 - бетоновод; 15, 16 - нагнетательный и всасывающий клапаны Качество бетонируемых конструкций во многом зависит от правильной укладки и уплотнения бетонной смеси. Смесь при укладке должна плотно прилегать к опалубке, арматуре и закладным частям сооружения, а также полностью заполнять (без каких-либо пустот) объем бетонируемой конструкции. ТСП 1 ПЕРЕЧЕНЬ ВНУТРИПЛОЩАДОЧНЫХ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В УСЛОВИЯХ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ. В соответствии со СНиП 3.01.01-85^ издания 1995г. подготовка к строительству каждого объекта должна предусматривать изучение инженерно-техническим персоналом проектно-сметной документации (включая документацию по результатам, технического обследования конструкции при реконструкции действующего предприятия), детальное ознакомление с условиями строительства, разработку ППР на вне- и внутриплощадочные подготовительные работы, возведение зданий и сооружений и их частей, а также выполнение самих работ подготовительного периода с учетом природоохранных требований и требований по безопасности труда. Внеплощадочные подготовительные работы включают строительство подъездных путей и причалов, линий электропередач с трансформаторными подстанциями, сетей водоснабжения с водозаборными сооружениями, жилых поселков для строителей, необходимых сооружений по развитию производственной базы строительной организации, а также сооружений и устройств связи для управления строительством. Внутриплощадочные подготовительные работы предусматривают: • сдачу-приемку геодезической разбивочной основы для строительства и геодезические разбивочные работы для прокладки инженерных сетей, дорог и возведения зданий и сооружений; • освобождение строительной площадки для производства СМР (расчистка территорий, снос строений и др.); • планировку территории, искусственное понижение (в необходимых случаях) уровня грунтовых вод, перекладку существующих и прокладку новых инженерных сетей; • устройство постоянных и временных дорог, инвентарных временных ограждений строительной площадки с организацией в необходимых случаях контрольно-пропускного режима; • размещение мобильных (инвентарных) зданий и сооружений производственного, складского, вспомогательного, бытового и общественного назначения; • устройство складских площадок и помещений для материалов, конструкций и оборудования; • организацию связи для оперативно-диспетчерского управления производством работ; • обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем, освещением и средствами сигнализации. В подготовительный период должны быть также возведены постоянные здания и сооружения, используемые для нужд строительства, или приспособлены для этих целей существующие. ТСП 18,19 ТЕХНОЛОГИЯ ВОЗВЕДЕНИЯ ВЫСОТНЫХ КАРКАСНЫХ ЗДАНИЙ; МОНТАЖ КАРКАСОВ ИЗ Ж/Б ЛИНЕЙНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ. 1. Общие положения. Высотные здания - здания этажностью выше 17 этажей - чаще бывают компактными, небольших размеров в плане, реже протяженными, многосекционными. Монтаж таких зданий осуществляют методом наращивания с использованием приставных, передвижных и самоподъемных башенных кранов. Конструктивной основой высотных зданий является стальной, железобетонный или комбинированный каркас с пространственным ядром жесткости или плоскими диафрагмами - связями. Стальной каркас высотного здания состоит из колонн и ригелей, сочиненных в двух направлениях жесткими сварными узлами в рамные системы, воспринимающие вертикальные и горизонтальные (ветровые) нагрузки. Колонны изготовляют сварными с использованием, по возможности, стандартных прокатных профилей. Наиболее часто встречаемые сечения: двутавровое, квадратное и крестовое. Торцы у колонн обычно фрезеруют. Высота каркаса может достигать 200 м и более, а общая масса --- десятки тысяч тонн. Стыки колонн каркаса располагают через каждые два, три или четыре этажа на одном уровне и для производства монтажных соединений находятся на высоте 80...120 см от уровня перекрытий. Для обеспечения долговечности и огнестойкости стальной каркас армируют и обетонируют, что с учетом включения в работу на сжатие бетона приводит в целом к снижению расхода металла. В большинстве высотных зданий предусмотрено ядро жесткости, которое воспринимает горизонтальные нагрузки от примыкающих частей здания и обеспечивает устойчивость и пространственную жесткость всего здания в процессе монтажа и эксплуатации. В некоторых зданиях сначала выполняют монтаж ядра жесткости, например, лифтовой шахты до проектной отметки, а, затем - возведение остальных конструктивных элементов. Ядро жесткости чаще выполняют в монолитных конструкциях, обычно бетонирование ядра опережает монтаж каркаса на 1 ...2 яруса. Для надежного соединения каркаса к ядру здания в стенках ядра жесткости должны быть оставлены штрабы, проемы с оголенными стержнями арматуры для крепления к ним балок каркаса сварными или болтовыми соединениями. Это очень трудоемко, но гарантирует, что монолитное ядро сразу начинает воспринимать горизонтальные нагрузки установленной части каркаса. По конструктивным особенностям и технологическим условиям бетонирование ядра жесткости может отставать от монтажа каркаса. Это отставание допускает, что смонтированные конструкции сразу свариваются и обетонируются, чем обеспечивается быстрый набор стыками 70% прочности. Предельная высота, на которую монтаж может опережать бетонирование ядра жесткости, не должна превышать 8 этажей, обязательным условием при этом должно быть раскрепление каркаса временными вертикальными связями. Междуэтажные перекрытия обычно устраивают из крупнопанельных элементов, иногда в сборно-монолитном варианте. 2. Применяемые монтажные механизмы. Приставные краны имеют высоту подъема крюка до 100…150 м; треугольные или квадратные жесткие диски, закрепляющие башню крана к каркасу здания, устанавливают через 15...25 м. В зданиях, превышающих высоту 150 м, применяют самоподъемные краны. Такие краны перемещаются только по вертикали, поэтому их положение в плане определяется конфигурацией здания и радиусом действия кранов. Обычно принимается такое количество самоподъемных кранов, чтобы охватить рабочими зонами все строящееся здание. Каждый кран со своей стоянки монтирует конструкции в пределах одного яруса (двух, трех или четырех этажей), после чего его поднимают на новую стоянку. Универсальные башенные краны решены в самоподъемном исполнении перемещаются по высоте внутри одной из ячеек каркаса здания. При обычно решении расположения крана башня в нижней части опирается на опорные" балки, обычно расположенные крестообразно. Эти балки имеют по концам поворотные или откидные консоли; опирание крана происходит через эти балки на ригели каркаса здания и крепятся к ним съемными хомутами. При необходимости подъема крана консоли убирают, чтобы кран, поднимаясь свободно, проходил между ригелями смонтированного каркаса. Перемещение крана по высоте производится с помощью специальной обоймы - пространственной конструкции, которая обхватывает башню крана. Конструкция стыков башни позволяет обойме скользить по башне - перемещаться вверх и вниз. 3.1. Монтаж зданий при железобетонном каркасе. Возведение здания обычно осуществляют по одно- или двухзахватной системе. Работы организуются вертикальным потоком при поэтажном монтаже или последовательными ярусами сразу на высоту яруса. Ярус по высей обычно составляет 2...4 этажа и зависит от конструктивных особенности здания и принятой высоты колонн. Возведение высотного здания подразделяют на следующие этапы: • возведение подземной части здания; • бетонирование ядра жесткости; • монтаж сборных или монолитных конструкций каркаса; • монтаж перегородок; • отделочные работы. Монтаж конструкций каркаса включает установку конструкций в проектное положение, их выверку, сварку стыковых соединений, противокоррозионную защиту, заделку стыков и швов. Указанные процессы обычно выполняют двумя смежными потоками: • первым потоком устанавливают элементы каркаса, осуществляют сварку и антикоррозионную защиту конструкций; • вторым потоком осуществляют замоноличивание монтажных стыков, узлов, заливку швов плит перекрытий и бетонирование монолитных участков каркаса. Работы второго потока осуществляют непосредственно после установки и выверки конструкций каждого яруса отдельного монтажного участка на захватке. Элементы каркаса устанавливают в последовательности, обеспечивающей создание замкнутых ячеек каркаса и, следовательно, устойчивость смонтированных конструкций. В железобетонных каркасах с плоскими вертикальными диафрагмами жесткости монтаж конструкций каждого яруса (этажа) выполняют в такой последовательности: 1) колонны, диафрагмы жесткости, ригели; 2) наружные стеновые панели, оставшиеся внутренние панели и перегородки; 3) лестничные площадки и марши, плиты перекрытий. Монтаж стеновых панелей либо совмещают с монтажом каркаса и ведут параллельно, либо навешивают сразу на всю высоту здания после возведения его каркаса. При втором случае для монтажа стеновых панелей может быть задействован крышевой кран. Элементы каркаса устанавливают в последовательности, обеспечивающей создание замкнутых ячеек каркаса и, следовательно, устойчивость смонтированных конструкций. Все несущие конструкции и связи необходимо закреплять сразу после выверки элементов каждой ячейки. Особое внимание необходимо уделить правильности положения колонн в плане и обеспечению их вертикальности. Для этого колонны устанавливают с помощью одиночных, групповых кондукторов. Межколонные плиты-распорки укладывают сразу после ригелей, их приваривают к закладным деталям, расположенным на опорных гранях ригелей и элементов стен жесткости. Рядовые плиты приваривают к закладным деталям обязательно в трех узлах. Качество приварки каждой плиты необходимо проконтролировать до укладки соседней плиты. 3.2. Монтаж зданий при стальном и смешанном каркасе. Возведение зданий со стальным каркасом можно осуществлять раздельным и комплексным методами. При раздельном методе сначала на всю высоту монтируют стальной каркас, затем начинают производство общестроительных работ. Достоинство такого решения - более широким фронтом, с большим количеством кранов можно вести монтажные работы одновременно на нескольких захватках, затем также по всему зданию и общестроительные работы. Но при таком решении требуется обеспечение повышенной жесткости каркаса в процессе монтажа, что приводит к дополнительному расходу металла. По этой причине при комплексном методе производства работ на 30...40% сокращается расход металла на каркас здания. При комплексном методе возведения здания одновременно выполняют монтажные, строительные, специальные и отделочные работы. Монтаж металлоконструкций осуществляют на верхнем ярусе (верхних двух - четырех этажах) - на самом верху производят монтаж, несколько ниже - выверку и в нижней части яруса - окончательную сварку и клепку монтажных соединений. Одновременно, с отставанием на 2...3 этажа (на следующем ярусе), ведется монтаж сборных железобетонных перекрытий. При большем разрыве по высоте укладка плит будет затруднена вышерасположенным металлическим каркасом. С отставанием еще на 4.,.5 этажей производят обетонирование каркаса, устройство монолитных участков перекрытий. Еще ниже по вертикали - установку оконных переплетов с остеклением, ниже оштукатуривание, еще ниже - другие отделочные и специальные работы. Таким образом, работы по возведению здания ведут одновременно на 8...10 этажах. В сборно-монолитном конструктивном решении в одном цикле совмещают монолитные и сборные процессы, последовательность их выполнения определяется конструктивными особенностями здания. ТСП 20 МОНТАЖ ОДНОЭТАЖНЫХ ПРОМЫШЕЛННЫХ ЗДАНИЙ НА ПРИМЕРЕ БЕСКРАНОВЫХ ЗДАНИЙ. Организация монтажа зданий. Для сокращения продолжительности строительства монтаж здания обычно осуществляют от торцов к середине, от середины к торцам, возможно и другое направление, важно, что каждый температурный блок монтируется изолированно. Организуют два независимых объектных потока производства работ, каждый из них может включать несколько специализированных потоков по монтажу отдельных конструкций -колони, подкрановых балок, элементов покрытия и стеновых панелей. Каждый специализированный поток обеспечивается соответствующим комплектом монтажных механизмов. Если возводимое здание имеет значительную площадь, его делят на несколько захваток. Размеры захваток принимают в зависимости от объемно-планировочного и конструктивного решения здания, особенностей ввода его в эксплуатацию, трудоемкости работ. Членение здания на захватки или монтажные участки обеспечивает поточность производства работ, появление для каждого участка самостоятельного монтажного потока. Работы на участках могут выполняться последовательно одним потоком или параллельно и одновременно несколькими специализированными потоками на нескольких участках. Методы возведения одноэтажных промышленных зданий и монтажные механизмы. Одноэтажные промышленные здания легкого типа преимущественно монтируют раздельным методом, тяжелого типа - комплексным, но основным методом монтажа подобных зданий является смешанный метод. Здания монтируют: • легкого типа - самоходными стреловыми кранами на гусеничном и пневмоходу; • среднего типа - самоходными стреловыми, козловыми и башенными кранами; • тяжелого типа - башенными кранами большой грузоподъемности в сочетании с гусеничными и мачтово-стреловыми в качестве вспомогательных. При монтаже зданий легкого и среднего типов часто применяют метод предварительной раскладки элементов в монтажной зоне. В зданиях тяжелого типа монтируемые конструкции подаются непосредственно под монтаж (монтаж с колес); направление подачи элементов обычно противоположное направлению монтажа за исключением элементов, укрупняемых перед подъемом. Предварительная раскладка конструкций обычно производится за 1...2 смены до установки их в проектное положение. Так поступают чтобы не загромождать пролеты конструкциями и обеспечить свободный маневр монтажного крана (рис. .1). Рис. 9.1. Схема раскладки и монтажа элементов покрытия одноэтажных промышленных зданий: 1 — монтаж подкрановых балок самостоятельным потокам: 2 —разгрузка плит покрытия; 3 — монтаж плит покрытия; 4 — монтажный кран; 5 — дополнительный монтажный кран для разгрузки и раскладки 'элементов к зоне монтажа: б — тросы для расстроповки: 7 — оттяжки: 8 — ферма покрытия; 9 — подкрановая балка Технология монтажа. Количество проходок крана при монтаже несущего каркаса и стенового ограждения зависит от конструктивных особенностей одноэтажного здания. При наличии подстропильных конструкций: 1. Установка колонн; 2. Монтаж подкр. балок и построп. конструкций; 3. Установка стропильных конструкций и плит покрытия; 4. Монтаж стенового ограждения. ТСП 21 ТЕХНОЛОГИЯ МОНТАЖА ОГРАЖДАЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ. Монтаж ограждающих конструкций. Монтаж стеновых панелей осуществляется после возведения несущего каркаса или его части. Стеновые панели монтируются сразу на всю высоту ячейки или ярусами, высота которых зависит от конкретных условий строительства. Стеновые панели устанавливаются в кассетах между краном и стеной, за краном, с обеих сторон крана гусеничными, пневмоколесными или специально оборудованными кранами, движущимися по периметру здания (рис. 1). При горизонтальной разрезке длина панелей соответствует шагу колонн, а их высота составляет 1,2 и 1,8 м. Навесные панели устанавливаются на привариваемые к колоннам "столики" и соединяются посредством крепления, допускающего их взаимное смещение относительно друг Друга при температурных деформациях. Панели остекления имеют габаритные размеры и конструкции креплений к колоннам такие же, как и стеновые панели. Монтаж стеновых панелей длиной 12 м требует применения специальной монтажной траверсы. При вертикальной разрезке используются облегченные стеновые панели на всю высоту здания. В этом случае при монтаже учитывается расположение оконного заполнения, и используются краны меньшей грузоподъемности. Для повышения интенсивности производства работ применяется технологическая схема, основанная на укрупнительной сборке элементов ограждения на 1...2 шага колон и их установке методом поворота в вертикальное положение. Для укрупнительной сборки используется специальный кондуктор, обеспечивающий расположение всех элементов ограждения, их фиксацию и временное крепление. После установки в пробное положение осуществляется цикл крепежных работ к элементам каркаса здания. Рис. 11.30. Технологические схемы монтажа стенового ограждения: а - специальным краном с подвижной площадкой; б - стреловым краном на пневмоколесном ходу; в - гусеничным краном; г - укрупненными панелями на высоту здания; 1 - кран; 2 - стеновая панель; 3 -кассета со стеновыми панелями; 4 - вышка с рабочей площадкой; 5 - консольная перемещаемая по башне площадка; б - укрупненная панель на высоту здания;7 - кондуктор Кроме плит покрытия к ограждающим элементам относятся так же и прогоны плиты, фахверки, стеновые и оконные переплеты.